Українська (ua)Русский (ru)
banner_02_ru_2
Минимальная заработная плата и прожиточные минимумы
09 июля 2012

info_48x48

Ставка налога на доходы предприятий с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. – 21%.

Минимальная заработная плата с 1 июля по 30 сентября 2012 г. – 1102,00 грн.

Прожиточные минимумы:

Социальные и демографические группы населения Размер на одно лицо в расчете на месяц (грн.)
С 01.07.2012 по 30.09.2012
Общий показатель 1044
Дети до 6 лет 917
Дети от 6 до 18 лет 1144
Трудоспособные лица 1102
Лица, утратившие трудоспособность 844

С 01.07.2012 г. по 30.9.2012 г. - максимальная величина фактических затрат на оплату труда наемных работников, с которых в соответствии с законами Украины платятся страховые  взносы, равняется семнадцати размерам прожиточного минимума, установленного  Законом для работоспособных лиц – 18734 грн.  (1102грн*17).

 
Срок регистрации налоговой накладной в Едином реестре НН cокращен до 15 календарных дней
24 июня 2012

Верховной Радой Украины принят Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об усовершенствовании некоторых налоговых норм» (от 24.05.2012 г. № 4834-VI). Этот документ, в частности, предусматривает сокращение срока регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных с 20 до 15 календарных дней, причем эта норма, как и большинство других, вступает в силу с 1 июля 2012 года.

В этой связи возникает вопрос со сроками регистрации «переходящих» налоговых накладных, которые были выписаны до даты вступления в силу этого Закона и не зарегистрированы на эту дату в связи действующим на сегодня 20-дневным сроком (по сути, налоговые накладные, выписанные начиная с 11 июня). Не углубляясь в детальный анализ этой проблемы, выскажем лишь опасения: налоговики могут занять фискальную позицию, утверждая, что на такие переходные налоговые накладные распространяется новый (сокращенный) срок регистрации. Поэтому во избежание недоразумений рекомендуем не тянуть с регистрацией этих налоговых накладных и совершать ее исходя из нового срока.

 
Законопроект № 9661-д от 17.02.2012. Долгожданные изменения в Налоговый кодекс
30 мая 2012

24 мая 2012 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» (законопроект № 9661-д). Закон ожидает подписания Президентом. Предполагается, что с 1 июля 2012 года вступят в силу большинство изменений, предусмотренных этим законом, которые существенно затрагивают многие налоговые аспекты деятельности субъектов хозяйствования.

Предлагаем краткий обзор существенных изменений в Налоговом кодексе Украины

Отражение в налоговом учете операций с иностранной валютой
Пункт 153.1 ст. 153 НКУ в части отражения доходов и расходов, понесенных в иностранной валюте, «подправлен» в части определения в налоговом учете понятий «балансовой стоимости иностранной валюты» и «стоимости иностранной валюты на дату осуществления операции». Таким образом, устраняется путаница в пересчете курсовых разниц от переоценки иностранной валюты в периодах, когда валюты уже нет на балансе предприятия.

«Рекламщики» будут платить налог на доходы нерезидентов
Внесли уточнение в п.160.7 ст. 160 НКУ. До изменений обязанность по уплате налога на доходы нерезидентов со стоимости рекламы, заказанной у нерезидента, была лишь у тех субъектов хозяйствования, которые рекламировали собственные товары или услуги. Уплата налога в размере 20 % рекламными компаниями не была предусмотрена, что было, скорее всего, упущением со стороны разработчиков НК. Со вступлением в силу Закона «недочет» устраняется: резиденты, оплачивающие нерезиденту размещение или распространение рекламы, уплатят налог с доходов такого нерезидента по ставке 20 % независимо от того, чьи товары или услуги рекламируются.

Процедура регистрации плательщиком НДС
Добровольная регистрация плательщиком НДС больше не предполагает соблюдения специальных условий. Из текста п. 182.1. ст. 182 НКУ исключены требования к налогоплательщику по размеру уставного капитала или стоимости активов в размере 300 000 грн. и необходимость осуществления поставки товаров/услуг плательщикам НДС в течение 12 календарных месяцев в объемах не менее 50 % от облагаемых операций. Кроме того, сокращены сроки выдачи свидетельства плательщика НДС с 10 до 5 календарных дней (п. 183.9 НКУ).

Импортеры товаров и услуг: право на налоговый кредит
Право на включение в состав налогового кредита сумм НДС, уплаченных таможенным органам или начисленных при импорте услуг, налогоплательщик получает только при условии фактической уплаты суммы налоговых обязательств. Такое новое правило содержится в Законе о внесении изменений в Налоговый кодекс.
Если до сих пор речь в п.198.2. ст. 198 НКУ шла о праве на налоговый кредит при условии отражения налоговых обязательств в декларации по НДС (начисления налоговых обязательств), то со вступлением в силу анализируемого Закона право на налоговый кредит появится у субъекта хозяйствования только после уплаты НДС в бюджет.

Сроки регистрации налоговых накладных в ЕРНН: 15 дней вместо 20
Сокращены сроки регистрации налоговых накладных в Едином реестре. Пункт 201.10 ст. 201 НКУ теперь предусматривает для плательщика НДС срок 15 дней для проведения регистрации налоговых в ЕРНН.

НДС в туроператорской деятельности
Изменения, внесенные в текст статьи 207 НКУ, носят уточняющий характер, однако устраняют несколько «белых пятен» в исчислении НДС туроператорами. В частности, до сих пор оставались неурегулированными вопросы определения базы налогообложения НДС в туроператорской деятельности в периодах, когда туроператором еще не сформирован турпродукт, а также права на налоговый кредит по расходам, не связанным с формированием туристического продукта. Анализ изменений изложен в консультации Статью 207 Налогового кодекса снова переписали.

Единый налог: упрощение работы и мораторий на санкции
Плательщики единого налога – физические лица получат целый ряд преимуществ в своей работе после вступления в силу изменений в Налоговый кодекс согласно анализируемому Закону.
Во-первых, текст НКУ будет содержать определение безвозмездно полученных товаров, работ и услуг. До сих пор можно было лишь предполагать, в каком порядке налоговые органы будут определять доход «единщика» от безвозмездно (безоплатно) полученных ценностей.

Уточнена также дата получения дохода плательщиком единого налога в разных случаях.

Предприниматели - «единщики» получили право перехода из группы в группу не только «по возрастающей», но и «по убывающей». Подпункт 298.1.5 ст.298 НКУ предусматривает переход на другую группу плательщика ЕН при условии соблюдения требований к пребыванию в указанной группе путем подачи заявления за 15 календарных дней до начала следующего квартала. Свидетельство плательщика НДС (для предпринимателей 3-й группы) при переходе во 2-ю или 1-ю группу ЕН аннулируется.

Штрафные санкции за нарушения «единщиками» условий пребывания на ЕН в 2012 году, а именно: нарушения порядка исчисления налога, правильности заполнения налоговых деклараций плательщика ЕН, полноты уплаты сумм ЕН – применяться не будут (пункт 7 подраздела 10 Переходных положений НКУ). Также до конца 2012 года не будет применяться ответственность в виде уплаты единого налога по ставке 15% к физическим лицам-предпринимателям 1-2 групп за получение дохода от ведения деятельности, не указанной в свидетельстве плательщика единого налога (пп. 2 п.293.4. ст. 293 НКУ,). Кроме того ФЛП ЕН в случае такого нарушения уже не будут обязаны перейти на общую систему налогообложения (пп.7 п. 298.2.3 ст. 298 НКУ).

Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс затрагивает также порядок проведения налоговыми органами плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования, процедуру реализации имущества налогоплательщика, которое находится в налоговом залоге, очередность погашения налогового долга в случае его погашения за счет продажи имущества, нормы о налогообложении субъектов хозяйствования налогом на землю, экологическим налогом, а также целый ряд других аспектов налогообложения юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

 
Новый порядок проведения проверок в сфере торговли и услуг
23 мая 2012

info_48x48

Приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 07.03.2012 г. № 310 утвержден Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг.

Настоящий Порядок определяет механизм осуществления государственного контроля должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей (далее — Госпотребинспекция Украины) и ее территориальных органов за соблюдением законодательства о защите прав потребителей субъектами хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства. Вместе с тем его действие не распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного рыночного надзора и контроля непищевой продукции.

Порядком предусмотрено, что органы по защите прав потребителей осуществляют государственный контроль состояния соблюдения субъектами хозяйствования требований законодательства о защите прав потребителей путем проведения плановых и внеплановых проверок. В документе также определены основания проведения указанных проверок, права и обязанности должностных лиц Госпотребинспекции Украины и субъектов хозяйствования во время проведения проверок, порядок оформления материалов проверок и обжалования принятых по их результатам решений.

Приказ Министерства экономического развития и торговли Украины от 07.03.2012 г. № 310 вступает в силу со дня его официального опубликования. Ознокомится с приказом.

 
Вопросы выписки сводной налоговой накладной
17 мая 2012

info_48x48

Согласно п. 15 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 01.11.2011 г. № 1379, при непрерывном или ритмичном характере поставки товаров/услуг при постоянных связях с покупателем покупателю может быть выписана сводная налоговая накладная — исходя из определенной в договоре периодичности оплаты поставленной продукции (один раз в 5 дней, 10 дней и т. п.), но не реже одного раза в месяц и не позднее последнего дня месяца. В графе 3 при этом указывается номенклатура поставленных товаров/услуг, а в графе 2 напротив каждого вида номенклатуры — дата выписки налоговой накладной. При этом к сводной налоговой накладной обязательно прилагается реестр товаротранспортных накладных или других соответствующих сопроводительных документов, согласно которым осуществлена поставка.

ГНСУ в письме от 06.04.2012 г. № 10162/7/15-3417-16 по сути дублирует ранее предоставленные в ЕБНЗ (Единая база налоговых знаний ГНСУ) ответы и указывает, что если до момента выписки сводной налоговой накладной состоялось изменение налоговых обязательств продавца в связи с возвратом покупателю средств за непоставленные товары/услуги или возвратом покупателем товаров, суммы НДС в сводной налоговой накладной необходимо указывать общей суммой, которая соответствует фактической сумме поставленных покупателю товаров/услуг (т. е. «свернуто»). При этом расчет корректировки к такой налоговой накладной не выписывают.

Также заметим, что по разъяснениям, приведенным в ЕБНЗ, сводные налоговые накладные могут выписываться и в случаях поставки товаров/услуг в рамках договоров комиссии, если поставка таких товаров имеет беспрерывный или ритмичный характер и такие поставки осуществляются в пределах одного договора комиссии.

 
О квитанциях к приходным кассовым ордерам, выданных предпринимателем
17 мая 2012

info_48x48

По материалам дела, предприниматель — плательщик НДС приобрел товар (дизельное топливо) у другого предпринимателя и на основании налоговых накладных отразил налоговый кредит. Однако по результатам налоговой проверки в акте было зафиксировано, что согласно предоставленным для проверки банковским документам расчет с продавцом топлива (предприниматель на общей системе) с банковского счета не осуществлялся, других видов компенсации стоимости поставленного топлива не установлено.

С учетом кассового метода налогового учета, избранного предпринимателем, проверкой установлено, что не подтверждено возникновение права на налоговый кредит по налоговым накладным, в связи с чем была занижена сумма НДС.

Предприниматель обратился в суд, мотивируя иск тем, что основанием для формирования налогового кредита по НДС являются только налоговые накладные, а в подтверждение оплаты стоимости приобретенного топлива предоставил квитанции к приходным кассовым ордерам, якобы выданные предпринимателем-продавцом.

ВАСУ в решении от 15.12.2011 г. № К-24471/08 в процессе рассмотрения дела пришел к выводу, что квитанции к приходным кассовым ордерам, выданные физлицом-предпринимателем, не являются надлежащим доказательством уплаты продавцу стоимости приобретенного дизельного топлива, поскольку Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине не предусмотрена возможность составления приходных кассовых ордеров предпринимателями. Это также подтверждается ст. 9 Закона об РРО.

Кроме этого, ВАСУ ссылается на письмо Госкомпредпринимательства от 16.03.2008 г. № 1679, в котором указывается, что физические лица — предприниматели кассовые книги не ведут, а также при наличных расчетах не используют бланки приходных и расходных ордеров. Также добавим, что на этот факт обращал внимание и Нацбанк в письме от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354.