Українська (ua)Русский (ru)
banner_02_ru_2
Как и когда заполнять новую таблицу 5 отчета по ЕСВ? Разъяснение от ПФУ
13 сентября 2018

Приказом Минфина от 15.05.2018 г. №511 изложены в новой редакции Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного ЕСВ и его формы.

Существенные изменения касаются таблицы 5 Приложения 4 Отчета по ЕСВ (далее - Отчет).

Таким образом, с 1 июля 2018 (относительно отчетности, будет подаваться начиная с 1 по 20 августа 2018 за август 2018 и за следующие отчетные месяцы), нужно учесть следующее *.

Таблица 5 Приложения 4 Отчета подается страхователем, если в течение отчетного периода:

  1. был заключен или расторгнут трудовой договор (гражданско-правовой договор, кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом - предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований) с застрахованным лицом;
  2. был заключен или расторгнут трудовой договор с застрахованным лицом, трудоустроеного на новое рабочее место;
  3. лицо перевели на другую должность или работу у того же страхователя;
  4. лицо впервые вступил на военную службу или закончил прохождение военной службы (с исключением из списков личного состава воинской части (военного учебного заведения, учреждения и т.п.)) в порядке, установленном положениями о прохождении военной службы;
  5. лицу предоставлен отпуск по беременности и родам (в том числе лицам из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава)
  6. лицу предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  7. лицу предоставлен отпуск по уходу за ребенком от трехлетнего возраста до достижения им шестилетнего возраста.

Кроме того, в таблице 5 Отчета добавлены новые реквизиты:

  • реквизит 12 «Профессиональное название работы»;
  • реквизит 13 «Код ОКПДТР»;
  • реквизит 14 «Код классификатора профессий» - код КП, код общесоюзного классификатора профессий, должностей и тарифных разрядов (код ОКПДТР), профессиональное название работы выбираются из справочника, соответствует национальному классификатору Украины "Классификатор профессий ДК 003: 2010". Обращаем внимание, что название должности соответствует записи в трудовой книжке.
  • реквизит 15 «Должность»;
  • реквизит 16 «Документ основание о начале, конце трудовых или гражданско-правовых отношений, перевода на другую должность, работы и отпусков»;
  • реквизит 17 «Основание для прекращения трудовых или гражданско-правовых отношений»;
  • реквизит 19 «Воинское звание».

Запись о переводе работника на другую должность или работу у того же страхователя вносится в таблицу 5 в том же порядке, как и о принятии на работу. Записи о причинах увольнения в таблице 5 должны вноситься в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона.

В случае если по данным страхователя в течение отчетного периода не было зафиксировано фактов заключения и расторжения трудовых договоров (гражданско-правовых договоров), изменения должности, сроков прохождения военной службы или предоставления соответствующего отпуска, таблица 5 приложения 4 не формируется и не предоставляется.

Если в течение отчетного периода страхователем с застрахованным лицом был расторгнут трудовой договор (гражданско-правовой договор), а затем снова заключен на такое ​​застрахованное лицо делается две записи в таблице 5 приложения 4 за данным Порядком: первый - с указанием даты прекращения трудовых отношений, второй - с указанием даты начала трудовых или гражданско-правовых отношений.

В случае если лицу предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, от трехлетнего возраста до достижения им шестилетнего возраста или отпуск по беременности и родам, в отчетном месяце указывается дата начала отпуска.

В случае если у лица закончился отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, от трехлетнего возраста до достижения им шестилетнего возраста или отпуск по беременности и родам, в отчетном месяце отмечается дата окончания отпуска.

ПФУ отмечает, что представление таблицы 5 Приложения 4 Отчета на всех лиц (с указанием должностей на которых они уже находятся) - не предусмотрено.

__________________

* Обратите внимание: именно такой текст содержится в разъяснении от ПФУ, но на самом деле это не так. Отчетность по новым формам будет подаваться плательщиками единого взноса начиная с 01.09.2018, за отчетные периоды начиная с августа 2018 года. Об этом ГФСУ сообщала здесь.

 
С 1 июля 2018 года будут действовать новые размеры прожиточного минимума
27 июня 2018
С 1 июля 2018 года устанавливаются новые размеры прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц: с 1 июля – 1777 грн., с 1 декабря – 1853 грн.
Для основных социальных и демографических групп населения устанавливаются следующие показатели:
Прожиточные минимумы на 2018 год
Социальные и демографические группы населения Размер на одно лицо в расчете на месяц (грн.)
с 01.07.2018
Общий показатель 1777,00
Дети до 6 лет 1559,00
Дети от 6 до 18 лет 1944,00
Трудоспособные лица 1841,00
Лица, утратившие трудоспособность 1435,00

Однако по состоянию на 1 июля 2018 года минимальная заработная плата не изменится и составит в месячном размере – 3723 грн., в почасовом размере – 22,41 грн.



 
Реквизиты новых счетов для уплаты налогов с 2 июля
21 июня 2018

Казначейство открывает новые бюджетные счета в связи с централизацией поступлений в бюджеты на уровне центрального аппарата. Госказначейство обратило внимание налогоплательщиков, органов ГФС, местных финансовых органов и других органов, которые контролируют взимание поступлений бюджета, на смену реквизитов счетов для зачисления доходов в государственный и местные бюджеты.

Так, в связи с изменением порядка открытия доходных счетов с 02.07.2018 счета для зачисления доходов в государственный и местные бюджеты по новым реквизитам будут открыты на балансе Государственной казначейской службы Украины (МФО 899998).

На сайтах ГУ казначейства в областях уже размещены файлы с бюджетными счетами, открытыми в начале июня 2018 года, но зачисления налогов и сборов на которые начнется с 2 июля 2018 года:

 
Нацбанк внес изменения в порядок ведения кассовых операций
13 июня 2018

Постановлением № 54 Нацбанк внес изменения в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Постановление № 148, Положение № 148).

Надо сказать, что изменений ожидали практически все бухгалтеры. Уж слишком много неясных моментов оказалось в новом Положении о ведении кассовых операций. На практике это привело к неудобствам в работе с наличными и, понятное дело, вызвало шквал вопросов.

Отметим, что Постановление № 54 вступило в силу 01.06.18 г. – со дня, следующего за днем его официального опубликования на сайте НБУ (31.05.18 г.). А значит, и изменения, внесенные в Положение № 148, формально действуют именно с этой даты.

Итак, пройдемся по наиболее существенным изменениям, чтобы выяснить, как они повлияют на работу бухгалтера.

  1. Субъекты хозяйствования (далее – СХ) имеют право по 30.06.18 г. включительно использовать в своей работе старые бланки кассовых документов: ведомости на выплату денег, ПКО, РКО и другие, формы которых были приведены в приложениях к Положению о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденному постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637 (далее – Постановление № 637) (п. 11 Постановления № 148).

  2. СХ должны в срок по 30.06.18 г. включительно разработать и утвердить порядок оприходования наличных в кассе и порядок расчета лимита кассы с учетом норм Положения № 148; а пока должен пользоваться «старыми» лимитами кассы, установленными и утвержденными согласно Постановлению № 637 (п. 12 Постановления № 148). Формулировка, прямо скажем, неудачная. Полагаем, НБУ хотел сказать – «имеют право», но не сказал.

Важный момент! Ни в Постановлении № 54, ни в Постановлении № 148 не сказано, что адаптационный период вводится с 05.01.18 г., то есть с начала действия нового Положения № 148. В документе указан только предельный срок этого периода – 30 июня.

Отсюда возникает вопрос: какими нормами (старой или новой редакцией Постановления № 148) должны руководствоваться СХ в периоде с 05.01.18 г. по 31.05.18 г.?

Если старыми, тогда внесение изменений в Постановление № 148 не имеет смысла. Ведь обновленные, более понятные и лояльные нормы, почти невозможно применить на практике. Почти пять месяцев с начала года СХ должны были применять новые бланки, установить по-новому лимит кассы, разработать порядок оприходования наличных и т. д. Можем предположить, что такого трактования НБУ не хотел. Но пока это только догадки.

Если же предположить, что НБУ имел в виду под адаптационным периодом время с 05.01.18 г. по 30.06.18 г., тогда СХ, до сих пор работающие «по-старому», могут вздохнуть спокойно. Их никто не накажет за использование старых бланков кассовых документов. Ведь они вынуждены были использовать старые бланки, например, из-за того, что в начале января новых бланков просто физически не было, а оформлять кассовые операции при этом надо было.

Неопределенность с датой начала адаптационного периода наводит на мысль, что ситуация для СХ, не проверенных налоговиками на предмет соблюдения кассовой дисциплины, и для СХ, которые прошли такую проверку в этом году, может кардинально различаться.

СХ, которые уже успели попасть под проверку и, возможно, уже были оштрафованы за использование «неправильных» (старых) бланков кассовых документов, находятся в неравном положении по сравнению с теми СХ, которых еще не проверили.

Что делать оштрафованным в сложившейся ситуации? Во-первых, надо дождаться разъяснений НБУ, а во-вторых, всегда можно отстаивать свои права в суде.

  3. В определение термина «книга учета» добавили книгу учета доходов. До сих пор там были перечислены кассовая книга, книга учета получения и выдачи наличных старшего кассира и книга учета доходов и расходов, которая применяется предпринимателями-общесистемщиками и единщиками третьей группы – плательщиками НДС. А про остальных единщиков (первой, второй групп, а также третьей группы – неплательщиков НДС), видимо, просто забыли.

Теперь упущение исправлено: книга учета доходов упомянута в п. 13, 14 и 18 п. 3 Положения № 148, то есть является законным регистром для оприходования наличных вышеперечисленными физлицами-единщиками.

И опять возникает вопрос: с какой даты? С 05.01.18 г. или с 01.06.18 г.?

  • Изменилось определение термина «оприходование наличных» (пп. 18 п. 3 Положения № 148). Теперь можно считать, что вся сумма наличных поступлений оприходована в кассе не только когда внесены соответствующие записи в кассовую книгу или книгу учета доходов и расходов, но и когда поступление наличных отражено в книге учета доходов, выполнен Z-отчет, сформирована расчетная квитанция.

Важный нюанс! Заметьте, что книга учета расчетных операций (КУРО) снова не упомянута в этом перечне. То есть для подтверждения факта оприходования наличных достаточно распечатать и подклеить в соответствующий раздел этой книги Z-отчет.

Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что КУРО в принципе не нужна в таком виде, в каком она существует на сегодня. Ведь данные фискальных чеков и Z-отчетов и так ежедневно отправляются в электронной форме в контролирующие органы. К чему тогда дублирование данных в бумажном регистре, подклеивание чеков и прочая волокита? Видимо, от КУРО со временем хотят вообще отказаться, либо изменить ее предназначение. По логике она должна выполнять чисто технические функции, но не функцию учета наличных.

  4. Существенно изменен многострадальный п. 11 Положения № 148. В этом пункте объясняется, что является оприходованием наличных в разных ситуациях. И теперь в п. 11 внесены дополнения.

Во-первых, для предпринимателей: сумма наличных считается оприходованной, если она отражена в соответствующей книге учета на основании товарных чеков (квитанций).

Обратите внимание: по общему правилу записи в книгах учета делаются по итогу дня (п. 6 Порядка ведения книги доходов для плательщиков единого налога первой, второй и третьей групп, которые не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 19.06.15 г. № 579, далее – Приказ № 579; п. 5 Порядка ведения книги учета доходов и расходов для плательщиков единого налога третьей группы, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость, утвержденного Приказом № 579). То есть в соответствующую книгу учета записывается общая сумма полученного за день дохода. Как известно, предприниматели выдают товарные чеки покупателям по их требованию. Значит, на практике запись о полученной за день сумме наличных может не совпадать с суммой, на которую выданы товарные чеки. Причем законодательство не обязывает предпринимателя хранить копии выданных товарных чеков.

Отсюда закономерный вопрос: будет ли наличная выручка за день считаться оприходованной в книге учета предпринимателя без товарных чеков (расчетных квитанций), подтверждающих получение наличных от покупателей?

Во-вторых, для обособленных подразделений: сумма наличных считается оприходованной, если сформированы, распечатаны и подклеены в КУРО Z-отчеты или занесены данные расчетных квитанций.

На заметку. Для того чтобы поступившая сумма наличных считалась оприходованной – не важно, сделана запись об этом в соответствующем разделе КУРО или нет. Ведь НБУ прямо указывает в п. 11 Положения № 148, что КУРО используется только для подклеивания и хранения Z-отчетов, записей о расчетах по квитанциям, когда РРО поломался или отключилась электроэнергия, а также для учета сервисных работ (ремонт, обслуживание РРО).

  5. После внесения изменений в п. 11 теперь и п. 39 Положения № 148 выглядит вполне логично. Таким образом, противоречие между формулировками п. 11 и 39 в первоначальной редакции Положения № 148 (относительно возможности неведения кассовой книги обособленными подразделениями) теперь устранено.

  • Важное уточнение внесено в п. 29 Положения № 148. Когда кассир сдает наличные непосредственно инкассаторам банка, то подтверждением оприходования этой суммы является экземпляр сопроводительной ведомости с подписью и печатью инкассатора, который остается у кассира.

Это значит, что в таком случае не нужно оформлять дублирующий кассовый документ – РКО на сдачу выручки в банк (инкассатору).

  6. Дополнены нормы, связанные с ограничением суммы наличных расчетов. Как видно из текста Постановления № 148, п. 6 Положения № 148, регулирующий порядок расчетов СХ между собой и с физическими лицами, остался в неизменном виде. Таким образом, остались в силе и разъяснения НБУ,  в частности, изложенные в письме НБУ от 22.05.18 г. № 50-0007/28247.

Вместе с тем п. 7 Положения № 148, регулирующий наличные расчеты физлиц между собой, дополнен и уточнен. Теперь и в этой норме указано, что физлица могут рассчитываться наличными с СХ в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам на сумму не более 50 тыс. грн. Эта формулировка аналогична приведенной в пп. 2 п. 6 для СХ. А расчеты физлиц с СХ на сумму свыше 50 тыс. грн. осуществляются только через банки и через имеющие соответствующую лицензию небанковские учреждения.

  7. В текст Положения № 148 внесены еще несколько небольших редакционных правок. Они уточняют некоторые прописанные небрежно формулировки и делают их более понятными (см. п. 15, 19, 44).

В заключение отметим, что НБУ в целом справился с работой над ошибками. Но главный вопрос остался: на какой период работы в 2018 году распространяются внесенные изменения? 

Урегулирование этого вопроса позволит бухгалтерам работать с наличными, не опасаясь необоснованных штрафов за те моменты, которые, по сути, больше не являются нарушениями.

По материалам Лига.Блоги

 
Национальный банк утвердил правила округления общих в чеке сумм наличных расчетов
07 июня 2018

Национальный банк Украины с 1 июля 2018 прекращает дополнительный выпуск в наличный оборот монеты номиналами 1, 2, 5 и 25 копеек (далее - монеты мелких номиналов).

В то же время Национальный банк Украины не будет изымать из оборота монеты мелких номиналов. Они и в дальнейшем будут находиться в обороте, и использоваться как средство платежа (денежная единица Украины - гривна и впредь будет равна 100 копейкам). Вместе с тем с 1 июля 2018 дополнительно наличный оборот не будет пополняться указанными номиналами монет.

Соответствующие нормы предусмотрены постановлением Правления Национального банка Украины от 15 марта 2018 № 25 "Об оптимизации оборота монет мелких номиналов».

Соответственно с 1 июля 2018 в случае отсутствия монет номиналами 1, 2, 5 и 25 копеек предприятия торговли и сферы услуг будут проводить округления общих в чеке сумм расчетов наличными деньгами и общих сумм расчетов в акте о выдаче средств или ином документе, что оформляется при возвращении средств в случае возврата товара, по таким математическим правилам:

  • сумма, которая заканчивается от 1 до 4 копеек, округляется в сторону уменьшения до ближайшей суммы, которая заканчивается на 0 копеек;
  • сумма, которая заканчивается от 5 до 9 копеек, округляется в сторону увеличения до ближайшей суммы, которая заканчивается на 0 копеек.

Национальный банк Украины ожидает, что правила округления будут применяться справедливо и прозрачно для обеих сторон расчетов.

При наличии у покупателя монет мелких номиналов он и в дальнейшем может ими рассчитываться, а в случае наличия таких монет у продавца, он может выдать покупателю сдачу этими номиналами. При этом, округления не будет осуществляться при безналичных расчетах.

В свою очередь предприятия торговли и сферы услуг, что применяют регистраторы расчетных операций, при проведении наличных расчетов должны указывать в чеках общие суммы до округления и после округления. Закругления не является скидкой или надбавкой, рекламой или стимулированием продажи товаров (работ, услуг) в значении этих терминов, определенных законодательством Украины.

Вместе с тем банки Украины обязаны обеспечить:

  • прием без каких-либо ограничений от клиентов монет мелких номиналов для зачисления на счета, вклады, аккредитивы, для переводов, а также для обмена на монеты и банкноты других номиналов;
  • выдачу клиентам монет мелких номиналов при наличии их в остатке операционной кассы.

Монеты мелких номиналов будут находиться в обороте к принятию Правлением Национального банка Украины отдельного решения об их изъятии.

Вышеупомянутое постановление Правления Национального банка вступает в силу с 1 июля этого года.

 
Изменения в декларации по НДС в 2018 году
29 мая 2018

Минфин внес изменения в декларации по НДС и Порядка ее заполнения и представления. Так, в новой редакции изложены приложения 1, 5 и 9 декларации. Уже с июня 2018 плательщики НДС отчитываться по обновленной форме декларации.

Приказом Минфина от 23.03.2018 г. № 381 (зарегистрирован в Минюсте 16.04.2018 г. за №451 / 31903):

1) Утверждены изменения в форму декларации по НДС. В новой редакции изложены:

  • Расчет корректировки сумм налога на добавленную стоимость (приложение 1);

  • Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (приложение 5);

  • Расчет налоговых обязательств по операциям, определенным в статье 16-1 Закона Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", и удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров (приложение 9).

2) Внесены изменения в Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по НДС.

  • По приложению 1 уточнено, что в случае корректировки НО в связи с увеличением суммы компенсации за отчетный (налоговый) период на основании расчетов корректировки, составленных в отчетном (налоговом) периоде и не зарегистрированных в ЕРНН на дату подачи декларации, заполняется таблица 1.1 ( Д1) (приложение 1). Сведения о корректировке НО в случае увеличения суммы компенсации за прошлые отчетные (налоговые) периоды на основании расчетов корректировки к налоговым накладным, составленных с 1 июля 2015 года и не зарегистрированных в в ЕРНН, указываются в таблице 1.2 (Д1) (приложение 1), кроме расчетов корректировки, которые составлены в отчетном (налоговом) периоде, за который подается такая декларация, и которые не зарегистрированы в ЕРНН, указанных в таблице 1.1 (Д1) (приложение 1).

  • По приложению 5 указано, что в случае формирования суммы налоговых обязательств за отчетный (налоговый) период на основании НН, не зарегистрированных в ЕРНН на дату подачи декларации, сведения о таких налоговых накладных указываются в таблице 1.1 (Д5) (приложение 5). Сведения о НДС, указанные в налоговых накладных, составленных с 1 июля 2015 года и не зарегистрированных в ЕРНН на дату представления декларации по НДС, включенные в суммы НО за прошлые отчетные (налоговые) периоды, указываются в таблице 1.2 (Д5) (приложение 5). Это не касается налоговых накладных, которые составлены в отчетном (налоговом) периоде, за который подается такая декларация, и которые не зарегистрированы в ЕРНН, указанных в таблице 1.1 (Д5) (приложение 5).

  • По приложению 9 уточнено, что в таблице 1 (ДС9) (приложение 9) указывается объем налоговых обязательств по НДС по поставке товаров по результатам деятельности по операциям, определенным пунктом 16-1.3 Закона "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", рассчитанный по данным НН за соответствующий отчетный (налоговый) период, зарегистрированных в ЕРНН.

3) Установлено, что таблица 1.2 Расчет корректировки сумм НДС (Д1) и таблица 1.2 Расшифровки НО и налогового кредита в разрезе контрагентов (Д5) заполняются однократно за отчетный (налоговый) период, за который впервые подается декларация по НДС, с учетом изменений, внесенных этим приказом.